Нейромонах Феофан в Авито

Кейс запуска лектория в IT-корпорации
Часть 1
Мы работаем с разными заказчиками. Некоторые не знают чего хотят: «кого-то медийного», чтобы руководство было довольно; выиграть тендер с максимально беспроигрышным вариантом; «кого-то по продажам». А есть те, кто знает для чего проводят мероприятия — и спикера подбирают соответственно целям.
К счастью, таких всё больше. Мы всегда заявляли, что нам лучше работать с классными компаниями. Критерии классности скорее из области чувств, чем чётко очерчены и заслуживают отдельного поста. Дополнительный плюс — когда задача сложная и интересная. Личность заказчика играет меньшую роль, но приятнее работать с теми, с кем мыслишь похоже, а не доказываешь свою точку зрения на каждом шагу.

Только треть заказчиков в бюро спикеров знают, для чего проводят мероприятия. Нам нравится работать с теми, кто понимает, зачем зовет выступить спикера – обучить, или вдохновить сотрудников, донести маркетинговый посыл до клиентов. С радостью берёмся за нестандартные и сложные задачи. Одним из таких понимающих и интересных клиентов стал Авито.
ЗАКАЗЧИК
Представитель:
Александр Малофеев
руководитель внутренних коммуникаций

Сервис объявлений № 1 в России
Аудитория, которой не интересны спикеры
Компания Авито решила запустить внутренний лекторий для сотрудников All Stars. Раньше ничего подобного в компании не было.

Аудитория — весь центральный офис и петербургский офис по видеосвязи. Половина участников — разработчики, молодые, постоянно занятые люди. Цель — обеспечить максимальный интерес к лекторию и собрать полный зал. При этом не обмануть ожидания и создать кредит доверия на будущие лекции.

Чтобы понять какого спикера искать, мы опросили пятнадцать знакомых программистов. Ни один не ходит на ивенты «для общего развития». Ответы на вопрос об интересных им спикерах: «трата времени», «не слежу особо, кто там известный», «у нас тут спринт, какие спикеры». Тут мы задумались.
Кто герой для программиста
В тендере участвовали все известные нам бюро спикеров. Обычно они делают более-менее одинаковые предложения: зовут спортсменов, космонавтов, режиссёров и предпринимателей. Такие спикеры прекрасно выступают на подобных мероприятиях в ритейле, банках, телекоме. Но в нашем случае не подходили потому что:

а) лекторий только запускается и аудитории непонятно, что это такое;

б) заказчик боится, что программисты проигнорируют спортсмена, космонавта, режиссёра и предпринимателя.

Мы перебрали десятки вариантов.
Блогеры:

  • Гоблин — старенький
  • BadComedian — занят
  • Варламов — много негатива
Условно технари:

  • Wylsacom — кто это?
  • Эльдар Муртазин - см. выше
  • Алекс Экслер — ну вы чего
Новые медиа:

  • Дудь — дорого!
  • Панчвидзе — МДК
  • Дружко — да. Но это не точно
Музыка:

  • Нойз МС — не сейчас
  • Антоха МС — так много эмси!
  • Оксимирон — — —
К этому моменту все выдохлись, ветка переписки с Александром Малофеевым выросла до неприличных размеров, а выхода так и не нашлось. Лучшим вариантом была личная встреча. Совместный мозговой штурм помог нам собрать список подходящих вариантов. В нём был и вариант, который предложил Александр — Нейромонах Феофан.
Спикер-постмодерн
Нейромонах Феофан — это сценический образ. Таинственный старик в балахоне, который никому не показывает лица.

Поговорили с Олегом лично, после чего договорились о скайпе с заказчиком. Олег рассказал о большом опыте публичных выступлений. С 20 лет он работал программистом, параллельно изучал маркетинг и дорос в компании до должности коммерческого директора. Рассказал, как желание постоянно учиться и не стоять на месте привело к появлению Нейромонаха Феофана. Грамотный, спокойный и умный, он произвёл приятное впечатление. Представили человека с бородой, в балахоне и в валенках, с кликером в руках вещающего о поиске предназначения в офисе крупнейшей технологической компании — постмодерн!

Олег покорил клиента, и мы начали подготовку. Цель первого лектория — привлечь максимум участников и заявить о мероприятии так, чтобы захотелось прийти на будущие ивенты. Презентация должна была быть честной и без штампов: история пути от программиста на C++ до отца древнерусского драм-н-бэйса. Немного подкорректировали план выступления Олега, помогли оформить слайды.
Полная анонимность спикера
За неделю до выступления внутри компании сделали объявление о запуске лектория. Об этом были все разговоры в курилке, на кухне и #random в слэке. Гипотеза была верна, программисты любят Феофана — хорошо кодить под 140 bpm :-)

Как позже показал опрос, всего 3,5% от всех сотрудников компании не знали или забыли о мероприятии.

Главным требованием по райдеру было сохранение полной анонимности. У спикера не требовали пропуск на входе, выделили ему отдельную переговорку, заставили её ширмами, камеры в переговорке завесили.

Чтобы облачиться в костюм, Олегу нужно сорок минут: надеть рубаху, балахон, лапти и бороду. Настроить балалайку. Войти в образ — ещё десять минут.
Зал набит до отказа. Зрители сидят на стульях, трибуне, пуфиках, стоят в проходе. Три экрана для презентации. Феофан представляется с «древнерусским» акцентом. Потом — уже обычной речью — начинает презентацию. Картинка сюрреалистичная.
Основные тезисы выступления (преза)

Технический склад ума (спикер говорит о себе) — это системность, логика, планирование, а также упёртость, шаблонность мышления, сложность с импровизацией. Программирование даёт навыки автоматизации процессов, командной работы и распределения времени.

Самообучением и развитием ты занимаешься всю жизнь. Менторы, книги и курсы помогли Олегу вырасти до топ-должности в строительной компании. Совет спикера: знания диверсифицируй, прокачивай смежные навыки. Без новых целей стоишь на месте.

Познания в маркетинге, финансах, организации и планировании сыграли свою роль в успехе Нейромонаха Феофана. Запись альбома — тот же проект, творческий процесс управляем, а продвижение и сбыт так же важны, как качественный продукт. А ещё Олег сам программирует большую часть спецэффектов и изобретает технические примочки для шоу.

После начались вопросы, и эта часть удалась ещё лучше. Начали с творческих планов (звук станет тяжелее, скоро новый релиз), спрашивали про медведя и Никодима (остались в Петербурге), личную жизнь, кодинг на python (может и пайтон, и пэхапэ). Кульминация вечера — Нейромонах на балалайке и парень из Авито на укулеле сыграли «Холодно в лесу».

В финале спикер подписал и подарил Авито балалайку, которую купил на Авито!

Сборы, выход по чёрной лестнице и на Сапсан.
Выводы
Главный вывод — спикеры интересны и полезны даже «сложной» аудитории. Нужно точно сформулировать задачу, думать нестандартно и не бояться искать подходящих именно вашей аудитории личностей.

Судя по обратной связи, мероприятие удалось. На лектории была половина офиса, по результатам опроса в восторге были 45% аудитории, еще 47% оценили лекцию хорошо. В большой степени успех мероприятия обеспечили смелость заказчика и готовность попробовать новое.

Планка установлена высоко, работаем дальше.
Хонгр Санджиев
Главный по спикерам